Обеспечение безопасности при перевозке детей автобусами согласно требованиям международных стандартов

02.08.2017

            В июле текущего года в социальных сетях было размещено обращение Оксаны Левицкой об опубликованном аукционе на приобретение 113 автобусов для муниципальных образовательных организаций.

             В связи с данным обращением министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края дает пояснения, что в единой информационной системе в сфере закупок 20 июля 2017 года департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее – департамент) было размещено извещение и документация о проведении вышеуказанного электронного аукциона                                № 0318200063917001834 с начальной (максимальной) ценой контракта 225 998 681,29 рублей.

            В данный момент аукцион проводится на электронной площадке РТС-тендер. Адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru, где в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещены требования к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара, расположенного в разделе «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе. Документация была составлена на основе требований, принятых Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее ТР ТС 018/2011), постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», ГОСТ Р 41.36-2004, ГОСТ Р 41.107-99, ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52),  постановления Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

Один из доводов в обращении О. Левицкой – неустановление Заказчиком требований ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» (далее - ГОСТ 33552-2015) в разделе «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, а именно:

пункт 2.5.3. «Автобусы должны быть оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях»;

пункт 2.3.5. «Автобусы должны быть оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом»;

пункт 2.3.2 «Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса»;

пункт 2.4 «Требования к сидениям и их креплениям».

Тогда как ТР ТС 018/2011, используемый в документации, устанавливает аналогичные требования:

пункт 1.16.4.3. «Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях»;

пункт 1.16.1.6. «Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом».

пункт 1.16.2.2. «Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса»;

раздел 3 «Требования к сидениям и их креплениям» исчерпывающе описывает требования к ремням безопасности и местам их крепления, а также к сидениям и их креплениям.

         Также необходимо отметить, что главным законом Российской Федерации в области технического регулирования является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Так, в соответствии со статьёй 2 вышеуказанного закона «стандарт (ГОСТ) - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения». А в статье 12  «Принципы стандартизации» говорится, что «Стандартизация осуществляется  в соответствии с принципами добровольного применения документов в области стандартизации».

         В то же время, в соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза устанавливает ТР ТС 018/2011 основным правовым актом ЕАЭС, определяющим обязательные к применению и исполнению требования относительно безопасности колесных ТС, а также устанавливающим особенности оценки соответствия ТС и их компонентов. На основании требований, установленных в ТР ТС 018/2011, выдается сертификат, который называется «одобрение типа транспортного средства» (ОТТС).

         Исходя из вышеизложенного, считаем, что толкование заявителем положений объекта закупки  в части установления требований безопасности является ошибочным.

         Кроме того, по мнению О. Левицкой цена закупки является завышенной.

         На данному факту необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в данном аукционе  установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих
из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. В связи с этим  автобусы для перевозки детей возможно закупать только, если страной происхождения товаров является государство – член Евразийского экономического союза.

         Любой гражданин может обратиться к общедоступному реестру организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси, размещённому на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (http://minpromtorg.gov.ru). Согласно данному реестру производителями автобусов для перевозки детей с количеством пассажирских мест, входящим в указанный Заказчиком диапазон, являются: общество с ограниченной ответственностью «КАВЗ»,  общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг», общество с ограниченной ответственностью «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод «ГАЗ», общество с ограниченной ответственностью «Павловский автобусный завод», открытое акционерное общество «НЕФАЗ».

         Согласно Закону о контрактной системе, в документации о закупке не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

         В Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической конкуренции. Также  частью 2 статьи 17 этого же закона запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

         В следствии чего мы можем сказать, что заказчик обязан установить такие условия, которые бы обеспечивали возможность конкуренции между участниками закупки на соответствующем товарном рынке. Также запрещено ограничивать возможность участия в электронном аукционе хозяйствующих субъектов, которые являются поставщиками продукции иных марок.

         Вместе с тем, заказчик, будучи добросовестным участником контрактной системы, при составлении расчёта начальной – максимальной цены контракта учитывал цены вышеуказанных производителей FORD TST41D, Fiat Ducato, Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz Sprinter Classic 19+1, КАВЗ 42350000010-15, Газель NEXT, ПАЗ 32053-74, ПАЗ 32053-70, БРАВИС – 3297.

         Иной подход заказчиков привёл бы к нарушению Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Законность и обоснованность таких действий заказчика подтверждается сформированной судебной практикой.

         Необходимо особо отметить, что на данный момент в процессе проведения аукциона запросов о даче разъяснений от участников закупок, в том числе от Оксаны Левицкой, в адрес департамента или заказчиков не поступало.



Полезные ссылки

Президент России

Официальный сайт Президента РФ

Правительство России

Официальный сайт Правительства РФ

www.минобрнауки.рф

Министерство образования и науки Российской Федерации

www.obrnadzor.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки