Инновационные процессы в дошкольных образовательных организациях

Сима Гаруновна Курашинова,
специалист
Краснодарский научно-методический центр
город Краснодар, ул. Московская, 65
тел./факс: (861) 257-06-68, e-mail: 

Надежда Васильевна Кабанова,
специалист
Краснодарский научно-методический центр
город Краснодар, ул. Московская, 65
тел./факс: (861) 257-06-68, e-mail: 

Дошкольное образование сегодня, отмечая влияние кризиса на все стороны жизни общества, должно решать задачи поистине исторического масштаба – выполнять просветительскую миссию, от которой без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Поэтому важно проанализировать возможности современных детских садов, их проблемы, особенности и ресурсы, необходимые для реализации нового содержания работы с детьми и их родителями. Во многом этому способствует инновационная и экспериментальная деятельность. Вот уже 13 лет как сформировано инновационное образовательное пространство в муниципальном образовании город Краснодар, которое включает в себя детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и негосударственные образовательные организации.

В этой статье речь пойдет об инновационных муниципальных площадках дошкольного образования города Краснодара, которых вместе с пилотными насчитывается 39. На наш взгляд это хороший показатель, тем более, что кандидатов на получение статуса муниципальной инновационной площадки с каждым годом становится всё больше. Можно с гордостью отметить, что за последние 3 года грантодержателями губернатора Краснодарского края стало 11 дошкольных организаций.

Достижению таких высоких результатов способствовала системная работа отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, проведение ежегодного фестиваля педагогических инициатив "Новые идеи - новой школе", в котором в 2015 году приняло участие более 70 педагогов детских садов и школ города Краснодара. Педагогам города Краснодара, работающим в инновационном режиме помог "Дискуссионный клуб" проектировщиков инновационной деятельности, организованный специалистами отдела анализа и поддержки дошкольного образования, который посещают как педагоги действующих площадок, так и кандидаты. "Дискуссионный клуб" позволяет почувствовать себя в кругу единомышленников, социализироваться для работы в инновационном режиме. Ежемесячно проводятся проблемные семинары, круглые столы, семинары-брифинги, мастер-классы. А в этом году на базе детского сада N° 100 города Краснодара мы впервые использовали новую для дошкольников форму – вебинар по проблеме: "Инновационные процессы в дошкольной образовательной организации: проблемы, поиски, решения".

Организаторами выступили специалисты отдела анализа и поддержки дошкольного образования Краснодарского научно-методического центра: Трифонова Таисия Александровна, начальник отдела, Курашинова Сима Гаруновна, Кабанова Надежда Васильевна.

Основной категорией слушателей стали педагогические работники – проектировщики и участники муниципальных инновационных площадок города Краснодара. В общей сложности в он-лайн, офф-лайн общении, в вебинаре приняло участие более 80 педагогов: руководителей, заместителей руководителей, старших воспитателей.

Приветствовали гостей воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада N° 100, в шуточном представлении пообещав не подводить своих педагогов, хотя им не очень понятно новое слово "ФГОС".

Начался вебинар со вступительных слов С.Г. Курашиновой об актуальности и необходимости внедренияв педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, что является одним из важнейших факторов повышения качества образования.

"Наш детский сад очень молод, почти дошкольник, ему всего три года, но он у нас очень красивый, современный, талантливый и перспективный" - представила дошкольную организацию N° 100 города Краснодара ее руководитель Оксана Валерьевна Золотарёва.

С интерактивной презентацией, освещающей деятельность образовательной организации N° 100 в рамках реализации муниципальной инновационной площадки по теме "Развивающая эколого-образовательная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" выступила педагог-психолог Елена Юрьевна Аронова. Она рассказала о феномене развивающей эколого-образовательной среды в условиях дошкольной организации N° 100. Выступление вызвало живые отклики и обсуждение как непосредственно "в студии", так и в он-лайн диалоге.

Далее руководитель дошкольной организации N° 24 города Краснодара, Надежда Владимировна Андреева представила отчет о реализации муниципальной инновационной площадки по теме "Родительский университет on-line", который посвящен дистанционному обучению и консультированию воспитателей групп семейного воспитания,общению с ними по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи. Это уникальный детский сад, работающий с детьми с различными нарушения опорно-двигательного аппарата. Нужно быть воспитателем от бога, чтобы работать с такими детьми, отдавать им свою душу и сердце. В чате от педагогов-слушателей других садов в адрес необычного детского сада поступали трогательные отзывы и пожелания продолжать творить добро.

Детский сад N° 181 города Краснодара, руководит которым Карлаш Светлана Ильинична, уже несколько лет успешно работает в инновационном режиме. Эстетическое воспитание в данной дошкольной организации рассматривается наравне с физическим и умственным, начиная с первого года жизни. Центральным в процессе обучения и познания выступает не логика передаваемой информации, а процесс игрового освоения окружающей среды с учетом психических особенностей возраста, интересов и предпочтений детей, где воображение и фантазия выступают универсальным языком обучения и воспитания. Заместитель заведующего по научно-методической работе дошкольной образовательной организации N° 181 города Краснодара Оксана Владимировна Кубрак рассказала о разработанных в этой организации критериях оценки качества условий реализации образовательной программы как возможности управления качеством образования на этапе внедрения ФГОС ДО. Речь Оксаны Владимировны сопровождал интересный, яркий видеоролик о наставничестве как одном из главных условий обеспечения качества образования. Выступление вызвало оживленную дискуссию, так как вопрос оценки качества образования является одним из главных предметов обсуждения в педагогическом сообществе уже много лет.

В перерыве дискуссий были проведены деловые игры-тренинги, способствующие сплочению команды единомышленников, в которых с удовольствием проявили себя все офф-лайн участники вебинара.

Подводя итоги, Надежда Васильевна Кабанова ответила на все возникшие в ходе обсуждения вопросы, предоставляя возможность всем участникам поделиться своим мнением. Отметила высокую результативность подобного мероприятия, получившего множество положительных отзывов от педагогической общественности города и выразила стремление проектировщиков инновационной деятельности развивать сетевое взаимодействие и повышать степень интерактивности профессионального общения. Участники вебинара были приглашены на следующий проблемный обучающий семинар, где будет презентоваться методическое пособие "Инновационные проекты в дошкольных образовательных организациях. С чего начать?" в помощь проектировщикам и кандидатам, желающим заниматься инновационной деятельностью.

Несомненно, инновационная деятельность поднимает статус дошкольной организации и, наряду с массой других достоинств, позволяет развиваться внешним социальным связям, побуждает органы власти и общественных структур с вниманием относиться к нуждам дошкольного образования. Участие в инновационных проектах приводит к успехам, к самореализации педагогов. Только нужно точно знать свою цель и добиваться её. "Кто не знает куда направляется, очень удивится, попав не туда" - таково насмешливое наблюдение Марка Твена. Так давайте же извлечем из этой мудрой фразы самое ценное!